Во все времена женщины были предусмотрительны и умели при себе иметь все необходимое. Не зря существует высказывание, что в женской сумочке можно найти все что угодно. Дамская сумочка в том виде, каком она нам знакома сейчас, появилась только в начале 20 века. А чем же пользовались женщины до этого? Жительницы Эдинбурга для ношения полезных мелочей использовали интересный аксессуар — шатлен. Он был простой в своей конструкции и при этом очень функциональный. И какое-то время даже являлся модной частью женского наряда. Так для чего же женщины в Эдинбурге использовали шатлен? В каком виде мы можем встретить эту необычную вещь в настоящее время? Об этих и других интересных подробностях предлагаем узнать из статьи на edinburghka.

Повседневная вещь или предмет роскоши?
Если ответить коротко, то шатлен был и тем и другим. Он был незаменим для экономок или самых старших женщин в богатых домах Эдинбурга. При этом, изящный и украшенный драгоценными камнями, мог появиться на вечернем платье знатной дамы. Чтобы легче понять его предназначение, начнем с истории появления. Название шатлен происходит от французского слова “châtelain”, означающего “хозяин замка”. В 16 веке он впервые появился как женский аксессуар, в виде зажима с цепочками, который крепился к поясу. К свисающим вниз цепочкам (в некоторых случаях шнурках) можно было подвешивать различные необходимые вещи. Количество подвесок зависело от потребностей хозяйки шатлена. Например, на шатлене экономки были ключи от разных дверей дома, от шкафов с дорогой посудой, а также приспособления для завода часов и шитья. Он действительно оправдывал свое название, так как своим наличием сразу же указывал на “хозяйку замка”.

С 18 века шатлен начинает быть еще и модным аксессуаром. Женщины среднего класса носили шатлен, сделанный из железа, меди или латуни. А богатые дамы могли позволить себе изделия из золота и серебра, с гравюрой хозяйки и даже украшенные драгоценными камнями. На балах и торжественных вечерах, знатные дамы Эдинбурга не упускали возможности блеснуть друг перед другом богатым убранством своих шатленов.
Такой спрос на эту женскую вещь подтолкнул ювелиров и мастеров по металлу экспериментировать с различными стилями и формами. Дизайн шатлена активно развивается в 18 веке. Благодаря этому появляются одновременно красивые и функциональные изделия. Кроме стандартного набора подвесок к шатлену часто подвешивали этуи — небольшие цилиндрические коробочки. Современная женщина назвала бы ее миниатюрными маникюрным набором. Обычно в ней находились такие предметы:
- маникюрные ножницы;
- пилки для ногтей;
- пинцет;
- комбинированная зубочистка с ушной лопаткой;
- раскладной ножик;
- кожаная закладка;
- карандаш.
Шатлен — предшественник брелоков?

В какой-то степени да. То, как носили шатлен мужчины в 18 и 19 веках, очень напоминало современный брелок для ключей. Дело в том, что мужской шатлен имел в основном одну или две подвески, предназначенные как крепление карманных часов и нескольких ключей. Такой аксессуар могли позволить себе только обеспеченные мужчины. Шатлен из золота и серебра, с дорогими часами на подвеске, сразу же указывал на статус хозяина.
Шатлены вышли из обихода в начале 20 века, когда у предметов одежды появились удобные карманы, а необходимые вещи теперь можно было взять с собою в кожаной или тканевой сумочке. Мировые войны принесли за собой тяжелые времена и модный аксессуар стал слишком дорогим удовольствием. Также, выносить на всеобщее обозрение свои мелочи стало небезопасно. На этом история шатленов не закончилась, а лишь ненадолго прервалась.
В конце 20 века и начале 21 эти украшения преобразовались. Известные ювелирные бренды дали им “второе дыхание”. Что называют шатленом в современном Эдинбурге? Это может быть брошь или клипсы с ниспадающими цепочками. Также пара брошей, соединенных между собой цепочками разной длины может считаться шатленом. Особенно красиво такие украшения смотрятся на воротнике или на плече у женщины. У каждой современной жительницы Эдинбурга есть возможность почувствовать себя дамой из прошлых веков, всего лишь добавив прекрасный шатлен к своему образу.